Зачем нужно пользовательское соглашение сайтам?
Вам наверняка знакома ситуация, когда при регистрации на новом сайте, всплывающее окно предлагает вам поставить «галочки» в одном или нескольких документах. Как правило, мы ставим знак согласия в пустых окошках или кликаем по надписи «Я принимаю условия…» даже не прочитав документ, который является неким сводом правил данного сайта и называется «Пользовательским соглашением». На что мы соглашаемся, принимая его? Какую юридическую силу оно имеет и способно ли защитить владельца бизнеса в суде?
Пользовательское соглашение в данном случае выступает в роли публичной оферты.
Следует отметить, что публичная оферта – это не разновидность договора, а метод его заключения. Под этим понимается, что одна сторона предлагает совершить покупку или воспользоваться услугой не определенному лицу, а любому, кто захочет приобрести предлагаемый товар или услугу. Вторая сторона вправе отказаться от этого предложения.
Простым языком, публичная оферта – это предложение продавца покупателю приобрести его товар на определенных условиях. Определение оферты указано в Гражданском кодексе РФ и имеет несколько характерных особенностей:
- оферта должна быть недвусмысленной (определенной);
- оферта должна включать в себя основные пункты договора и намерение заключить сделку.
Продавец обязан прописать в оферте наименование товаров, их стоимость, качество и время, которое отводится противоположной стороне на то, чтобы принять решение о покупке.
Характерной особенностью публичной оферты является то, что в нее нельзя вносить какие-либо поправки. Если в обычном договоре текст можно изменять с согласием обеих сторон, обсуждать его и т. д., то в оферте у клиента всего две опции – согласиться или не согласиться с прописанными условиями. Либо он принимает сразу ВСЕ пункты договора, либо не принимает его вовсе и вынужден искать другой магазин или поставщика услуг с подходящими условиями. В свою очередь принятие условий договора покупателем должно быть окончательным.
Оферта обязательно нужна компаниям информационного бизнеса, всевозможным сайтам-поставщикам услуг, интернет-магазинам, сервисам рассылок, платежей и др.
Для чего? Ответ довольно прост. При создании учетной записи на веб-сайте, вы принимаете юридическое соглашение с данным сайтом. Страница «Условия и Положения», несет в себе информацию об основных правилах, которые вы и веб-сайт обязуетесь соблюдать. Поэтому этот раздел сайта необходимо изучить заранее, до регистрации на нём.
Например, вы хотите приобрести какой-либо товар в интернете и для этого зарегистрировались на популярном сайте. Но, чтобы продавец смог доставить заказ на указанный вами адрес, вы должны разрешить продавцу использовать ваши персональные данные.
Другой пример. Вы любите играть в карточные игры в интернете. Но, как известно, для этого вы должны быть старше 18 лет. Это требование и другие условия вы найдете на странице «Общие условия и положения» веб-сайта карточной игры.
Таким образом, согласно п.12 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» продавец обязуется подписать договор с любым желающим купить товар, предложенный в его описании. Для онлайн-магазинов такой способ заключения договора избавляет от необходимости «бумажных» договоров.
Однако, недостаточно просто разместить текст на сайте. Чтобы такой договор считался заключенным, необходимо,чтобы условия договора были прописаны в публичной оферте и опубликованы на сайте продавца, а клиент принял пункты договора с помощью указанного в оферте действия, подтверждающего согласие клиента с ними.
Условия во многом будут зависеть от вида заключаемого договора (купли-продажи, лицензионный и др.). Поэтому не существует какого-то универсального правила.
Однако, существует несколько пунктов, которые в публичной оферте должны быть указаны обязательно:
- предмет договора (нет предмета – нет договора);
- список используемых в договоре понятий;
- права и обязанности сторон;
- условия оплаты;
- условия доставки заказа или оказания услуги;
- способы оформления и отмены заказа;
- правила и срок возврата товара и денежных средств;
- пункт об использовании личных данных;
- реквизиты администрации сайта;
- подробное описание, каким действием клиент будет принимать условия договора.
Это может быть регистрация на сайте, оплата или любое другое конкретное действие.
То, какие еще пункты будут включены в договор, зависит уже от его категории. Главное – не забывать, что ни одно из условий договора не должно противоречить законодательству и ущемлять в законных правах потребителя.
Возможно ли обойтись только пользовательским соглашением? Все зависит от того, чем занимается сайт. Законодательство не описывает понятие «пользовательское соглашение», поэтому на практике его применяют кто как хочет. В действительности, пользовательское соглашение может содержать такие же договорные условия (ведь закон разрешает нам заключать любые виды договоров, оговоренные или нет в ГК РФ). Однако, сегодня пользовательские соглашения и прочие документы, размещенные на разных интернет-сайтах, стали использовать в судах как юридически значимые документы, например, для установления ответственного за размещенную на сайте информацию (пользователь или администратор).
Это самое необходимое, что должен знать каждый интернет-предприниматель. Таким образом, ничего сверхъестественного в этой информации нет. Следуйте закону и будьте благоразумны, тогда ваш бизнес будет процветать и не иметь проблем с законом.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.