Виртуальный справочник - Зачем нужно пользовательское соглашение сайтам?

Зачем нужно пользовательское соглашение сайтам?

Зачем нужно пользовательское соглашение сайтам?

Вам наверняка знакома ситуация, когда при регистрации на новом сайте, всплывающее окно предлагает вам поставить «галочки» в одном или нескольких документах. Как правило, мы ставим знак согласия в пустых окошках или кликаем по надписи «Я принимаю условия…» даже не прочитав документ, который является неким сводом правил данного сайта и называется «Пользовательским соглашением». На что мы соглашаемся, принимая его? Какую юридическую силу оно имеет и способно ли защитить владельца бизнеса в суде?

Пользовательское соглашение в данном случае выступает в роли публичной оферты.

Следует отметить, что публичная оферта – это не разновидность договора, а метод его заключения. Под этим понимается, что одна сторона предлагает совершить покупку или воспользоваться услугой не определенному лицу, а любому, кто захочет приобрести предлагаемый товар или услугу. Вторая сторона вправе отказаться от этого предложения.

Простым языком, публичная оферта – это предложение продавца покупателю приобрести его товар на определенных условиях. Определение оферты указано в Гражданском кодексе РФ и имеет несколько характерных особенностей:

  • оферта должна быть недвусмысленной (определенной);
  • оферта должна включать в себя основные пункты договора и намерение заключить сделку.

Продавец обязан прописать в оферте наименование товаров, их стоимость, качество и время, которое отводится противоположной стороне на то, чтобы принять решение о покупке.

Характерной особенностью публичной оферты является то, что в нее нельзя вносить какие-либо поправки. Если в обычном договоре текст можно изменять с согласием обеих сторон, обсуждать его и т. д., то в оферте у клиента всего две опции – согласиться или не согласиться с прописанными условиями. Либо он принимает сразу ВСЕ пункты договора, либо не принимает его вовсе и вынужден искать другой магазин или поставщика услуг с подходящими условиями. В свою очередь принятие условий договора покупателем должно быть окончательным.

Оферта обязательно нужна компаниям информационного бизнеса, всевозможным сайтам-поставщикам услуг, интернет-магазинам, сервисам рассылок, платежей и др.

Для чего? Ответ довольно прост. При создании учетной записи на веб-сайте, вы принимаете юридическое соглашение с данным сайтом. Страница «Условия и Положения», несет в себе информацию об основных правилах, которые вы и веб-сайт обязуетесь соблюдать. Поэтому этот раздел сайта необходимо изучить заранее, до регистрации на нём.

Например, вы хотите приобрести какой-либо товар в интернете и для этого зарегистрировались на популярном сайте. Но, чтобы продавец смог доставить заказ на указанный вами адрес, вы должны разрешить продавцу использовать ваши персональные данные.

Зачем нужно пользовательское соглашение сайтам?

Другой пример. Вы любите играть в карточные игры в интернете. Но, как известно, для этого вы должны быть старше 18 лет. Это требование и другие условия вы найдете на странице «Общие условия и положения» веб-сайта карточной игры.

Таким образом, согласно п.12 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» продавец обязуется подписать договор с любым желающим купить товар, предложенный в его описании. Для онлайн-магазинов такой способ заключения договора избавляет от необходимости «бумажных» договоров.

Однако, недостаточно просто разместить текст на сайте. Чтобы такой договор считался заключенным, необходимо,чтобы условия договора были прописаны в публичной оферте и опубликованы на сайте продавца, а клиент принял пункты договора с помощью указанного в оферте действия, подтверждающего согласие клиента с ними.

Условия во многом будут зависеть от вида заключаемого договора (купли-продажи, лицензионный и др.). Поэтому не существует какого-то универсального правила.

Однако, существует несколько пунктов, которые в публичной оферте должны быть указаны обязательно:

  • предмет договора (нет предмета – нет договора);
  • список используемых в договоре понятий;
  • права и обязанности сторон;
  • условия оплаты;
  • условия доставки заказа или оказания услуги;
  • способы оформления и отмены заказа;
  • правила и срок возврата товара и денежных средств;
  • пункт об использовании личных данных;
  • реквизиты администрации сайта;
  • подробное описание, каким действием клиент будет принимать условия договора.

Это может быть регистрация на сайте, оплата или любое другое конкретное действие.

То, какие еще пункты будут включены в договор, зависит уже от его категории. Главное – не забывать, что ни одно из условий договора не должно противоречить законодательству и ущемлять в законных правах потребителя.

Возможно ли обойтись только пользовательским соглашением? Все зависит от того, чем занимается сайт. Законодательство не описывает понятие «пользовательское соглашение», поэтому на практике его применяют кто как хочет. В действительности, пользовательское соглашение может содержать такие же договорные условия (ведь закон разрешает нам заключать любые виды договоров, оговоренные или нет в ГК РФ). Однако, сегодня пользовательские соглашения и прочие документы, размещенные на разных интернет-сайтах, стали использовать в судах как юридически значимые документы, например, для установления ответственного за размещенную на сайте информацию (пользователь или администратор).

Это самое необходимое, что должен знать каждый интернет-предприниматель. Таким образом, ничего сверхъестественного в этой информации нет. Следуйте закону и будьте благоразумны, тогда ваш бизнес будет процветать и не иметь проблем с законом.

Задайте вопрос эксперту

Добавить комментарий